Оптимизация речевых функций у детей с задержкой психического и речевого развития на основе биоакустической коррекции

Авторы: Константинов К.В., Мирошников Д.Б., Шайтор В.М.

IV Балтийский конгресс по детской неврологии, Санкт-Петербург, 2013
Актуальность
По данным ВОЗ, в дошкольном возрасте с проблемой задержки речевого развития сталкиваются до
7,5 % детей. Феномен задержки темпов речевого развития как один из видов дизонтогенеза входит в
число важнейших проблем детской неврологии, педиатрии и смежных с ними педагогических наук.
Остается актуальной задача разработки новых и адекватных лечебных методов, направленных на
повышение эффективности реабилитационных мероприятий у детей с данной патологией.
Ранее было показано, что использование метода биоакустической коррекции (БАК) совместно с
психо-коррекционными мероприятиями является эффективным средством в комплексной
реабилитации детей с задержкой психического развития.
Цель исследования
Для повышения эффективности лечения детей с задержкой речевого развития оптимизировать
метод биоакустической коррекции посредством специфической активации структур головного
мозга, ответственных за организацию речи, совместным использованием наборов музыкальных
звуков и вербальных стимулов, предъявление которых согласовано с текущей биоэлектрической
активностью мозга ребенка.
Пациенты и методы
Выполнено обследование детей с диагнозом задержка психического (ЗПР) и речевого развития
(ЗРР), проходивших курс лечения с использованием модифицированных процедур БАК
направленных на активацию речевых функций (АРФ). Обследовано 19 детей, из них 18 мальчиков и
1 девочка в возрасте от 4 до 7 лет. Все дети проходили курс процедур АРФ, включая
медикаментозное лечение и логопедическую коррекцию. Контрольную группу составили 20 детей
(15 мальчиков и 5 девочек) с тем же диагнозом, получавших такое же лечение за исключением
процедур АРФ. Сеансы АРФ заключались в прослушивании ребенком вербальных стимулов
согласованных с собственной ЭЭГ левого лобного отведения (Fp1) в реальном времени.
Прослушивание производилось в наушниках. Продолжительность процедуры составляла 20 мин.
Сеансы проводились через день. Каждый ребенок проходил 10-15 сеансов.
Результаты
В сфере речи до процедур АРФ у обследованных детей наблюдались отдельные слова и фразы.
Словарь скудный. Речь не выступает, как средство общения. После процедур АРФ наблюдалось
увеличение активного словаря, появляются слова, как средство общения. В целом увеличивается
словарный запас. В контрольной группе детей подобных изменений в речевой сфере за
аналогичный промежуток времени (30 – 40 дней) не наблюдалось. Многолетняя практика лечения
детей с диагнозом задержка психического развития показывает, что достоверные положительные
сдвиги психического и речевого развития могут наблюдаться только после 6-ти месячного курса
лечебных мероприятий включающих медикаментозное лечение с логопедией.
Заключение
Курс процедур АРФ на основе БАК в сочетании с традиционным медикаментозным лечением с
логопедией в 3 – 4 раза ускоряет процесс речевого развития у детей с нарушениями речи различной
этиологии. ЗРР и ЗПР. Биоакустическая коррекция является немедикаментозным методом лечения,
позволяющим, практически при отсутствии побочных эффектов, восстанавливать
психоэмоциональное состояние пациента за счет активации эндогенных процессов саморегуляции.
Предлагаемый способ активации речевых функций головного мозга может быть широко
использован в медицинских и реабилитационных учреждениях различного профиля.