Восстановление речевых функций у детей с задержкой психического и речевого развития на основе биоакустической коррекции

Восстановление речевых функций у детей с задержкой психического и речевого развития на основе биоакустической коррекции

Авторы:К.В. Константинов*, Д.Б. Мирошников*, В.М. Шайтор**

* Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Научно-Исследовательский институт экспериментальной медицины СЗО РАМН. Санкт-Петербург, Россия

** Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия

Опубликовано:

Актуальна разработка немедикаментозных средств восстановления нарушенных функций ЦНС.
Показано, что при использовании метода биоакустической коррекции (БАК), предъявление
акустических стимулов сопряженных с текущей ЭЭГ способствует эффективной активации
процессов саморегуляции. В частном случае, при использовании в качестве акустического
воздействия вербальных стимулов, сопряженных с собственной ЭЭГ, возможна активация речевых
функций. В курсе процедур активации речевых функций (АРФ) на основе БАК в сочетании с
традиционным лечением с логопедией, в 3 – 4 раза ускоряется процесс речевого развития детей.
В настоящей работе выполнен анализ реструктуризации паттернов ЭЭГ детей с диагнозом
задержка психического (ЗПР) и речевого развития (ЗРР), проходивших курс лечения с
использованием модифицированных процедур БАК направленных на активацию речевых функций.
Обследовано 22 ребенка: 15 мальчиков и 7 девочек в возрасте от 4 до 6 лет. Все дети проходили
курс процедур АРФ, включая логопедическую коррекцию. Процедуры заключались в
прослушивания детьми музыкальных звуков согласованных и синхронизированных с их
собственной ЭЭГ раздельно по каналам Fp1, Fp2, O1, O2 (10-20, монополярно). Активность по Fp1
озвучивалась вербальными стимулами. Звуки микшировались и предъявлялись через головные
телефоны согласно стороне регистрации. Продолжительность процедуры составляла от 10 до 20
мин. Сеансы проводились через день. Каждый ребенок проходил 10-15 сеансов.
На основе периодометрического анализа вычислялось среднее значение доли периодов
колебаний ЭЭГ альфа-, бета-, тета- и дельта-диапазонов для каждой точки регистрации. В
кросскорреляционном анализе производилась оценка уровня синхронизации между
контралатеральными лобными и затылочными отведениями.
В начале курса процедур у большинства детей наблюдалась неразборчивость речи с
невозможностью выговаривания ряда звуков. Скудный словарь, произносят только отдельные слова
и фразы, обобщать не могут. Речь не выступает, как средство общения. У одного ребенка речь
отсутствовала, наблюдались односложные ответы «да» или «нет», много жестикуляции.
В конце курса у всех детей наблюдалось увеличение четкости и разборчивости речи, стали больше
говорить. Отмечается увеличение активного словаря, появляются слова, как средство общения. У
некоторых детей наблюдалась повышенная разговорчивость. Ребенок с отсутствовавшей речью
свободно связывает по два-три слова в предложении. Для большинства детей «скачок» в речевой
активности наблюдался после 3 — 4 сеанса.
В ЭЭГ в лобных отведениях в начале курса доминировала активность бета-диапазона (около
40%), наблюдалось значительное количество дельта-волн (около 9%). В затылочных отведениях
альфа-ритм в большинстве случаев отсутствовал или регистрировались отдельные альфа-волны,
преобладала полиморфная активность. Уровень синхронизации между Fp1-Fp2 составлял 59±18%,
между О1, О2 – 47±14%. К концу курса процедур наблюдалось увеличение доли волн тета-
диапазона в правом лобном отведении с 23±4% до 28±8% (p<0,05). В остальных точках регистрации
и частотных диапазонах ЭЭГ достоверной динамики не выявлено. Уровень синхронизации между
Fp1, Fp2 увеличился до 71± 20% (p<0,05), между О1, О2 снизился до 34±20% (p<0,05).
Наблюдаемое увеличение активности тета-диапазона описано в литературе в ходе лечения детей
с ЗПР с применением транскраниальной микрополяризации (Пинчук Д.Ю., 2007) и может
свидетельствовать об активации структур лимбической системы. Изменение уровня синхронизации
лобных и затылочных отведений в сторону нормализации может указывать на процессы
восстановления таламокортикальных взаимодействий (Хризман ТП., 1978). Таким образом, в ходе
лечения детей с задержкой речевого развития с использованием метода активации речевых функций
на основе биоакустической коррекции, наблюдается эффективное восстановление речи, что
сопровождается реструктуризацией параметров биоэлектрической активности мозга.