[Тезисы] Динамика функционального состояния ЦНС у детей с минимальными дисфункциями мозга после сеансов биоакустической коррекции

Авторы:
Святогор И.А., Мирошников Д.Б., Астахова Е.А., Константинов К.В.
Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской Академии Наук, Научно-исследовательское объединение «Клиника биоакустической коррекции», Санкт-Петербург

Опубликовано: XIV Международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии». – Судак, Крым, Россия, 30 мая-10 июня 2018. – С. 406

В последнее время остро стоит проблема дошкольной дезадаптации детей, что проявляется в нарушении высших психических функций: внимания, памяти, речи. Для коррекции дезадаптационных расстройств более 10 лет успешно применяется метод биоакустической коррекции (БАК).
Цель настоящего исследования заключалась в оценке изменения функционального состояния ЦНС у детей разного возраста с задержкой психического и психоречевого развития (ЗПР и ЗПРР) после воздействия БАК по параметрам биоэлектрической активности головного мозга.
Обследовано 22 ребенка в возрасте от 3 до 8 лет. Все дети имели различные симптомы нарушения психических функций, а также факторы пре- или перинатального поражения ЦНС. Запись ЭЭГ осуществлялась с помощью 21-канального компьютерного энцефалографа. ЭЭГ регистрировалась в состоянии спокойного бодрствования и при воздействии функциональных нагрузок в виде ритмической фотостимуляции (РФС) и гипервентиляции. Оценка ЭЭГ паттернов проводилась визуально и с помощью спектрального анализа.
Динамика изменений биоэлектрической активности определялась как положительная, если наблюдались возрастание амплитуды и индекса альфа-ритма с одновременной нормализацией реакции усвоения РФС (РУР) в виде снижения выраженности усвоения.
Результаты исследований показали, что из 22 обследованных детей положительная динамика после сеансов БАК наблюдалась у (77%). При этом у 8 (36%) детей наблюдалось как увеличение альфа-ритма, так и нормализация РУР, у 9 (41%) детей отмечалась только нормализация РУР.
Полученные данные позволяют считать, что БАК оказывает стимулирующее воздействие на процессы морфофункционального созревания структур и межструктурных связей головного мозга детей, что проявляется общей нормализацией биоэлектрической активности в виде снижения доминирования в ЭЭГ медленных ритмов (дельта и тета) и становлением альфа-ритма. Кроме того, важно отметить, что в результате сеансов БАК у значительной части детей (77%) отмечается нормализация реакции усвоения ритма, что свидетельствует о снижении изначально повышенных процессов возбуждения.
Recently, the problem of preschool children’s disadaptation is acute, which is represented in the violation of higher mental functions: attention, memory, speech. The bioacoustic correction (BAC) method has being successfully applied for correction of disadaptation disorders for more than 10 years.
The purpose of this study was to assess the change in the functional state of the central nervous system of different aged children with a delay in mental and speech development (DMD and SDD) after BAC corresponded to the parameters of bioelectrical activity of the brain.
22 children aged from 3 to 8 years were examined. All the children had various symptoms of impaired mental functions, as well as factors of pre- or perinatal CNS damage. The EEG recording was performed using a 21- channel computerized encephalograph. EEG was recorded in a state of calm wakefulness and under the influence of functional loads in the form of rhythmic photostimulation and hyperventilation. EEG patterns were assessed visually and by spectral analysis.
The dynamics of bioelectrical activity was determined as positive if an increase in the amplitude and alpharhythm index would observed along with a simultaneous normalization of the rhythmic photostimulation assimilation reaction in the form of a reduction in the level of assimilation.
The results of the studies showed that the positive dynamics after the BAC sessions was observed in 77%.At the same time, 8 (36%) children had both an increase in the alpha rhythm and normalization of the rhythmic photostimulation assimilation reaction. 9 (41%) children had only normalization of the rhythmic photostimulation assimilation reaction.
The received data allows to consider that the BAC has a stimulating effect on the processes of morphofunctional maturation of structures and interstructural connections of the children’s brain, which is manifested by the general normalization of bioelectrical activity in the form of a decrease in the dominance in the EEG of slow rhythms (delta and theta) and the development of alpha rhythm. In addition, it is important to note that as a result of BAC sessions, a significant proportion of children (77%) experience normalization of the rhythm assimilation reaction, which indicates a decrease in the initially increased excitation processes.