[Тезисы] Влияние процедур биоакустической коррекции на параметры рабочей памяти

Авторы:
Константинов К.В., Леонова М.К., Константинова К.К.
Научно-исследовательское объединение «Клиника биоакустической коррекции», Санкт-Петербург

Опубликовано: XIV Международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии». – Судак, Крым, Россия, 30 мая-10 июня 2018. – С. 265-266

Выполнено исследование вербальной и образной рабочей памяти в условиях раздельного предъявления акустических стимулов скоррелированных с текущей ЭЭГ правого и левого лобного и затылочных отведений.
Обследовано 227 практически здоровых испытуемых, средний возраст 34,3 ± 12,5 лет, 107 мужчин и 120 женщин, правши, которые проходили процедуры прослушивания акустических стимулов согласованных с собственной ЭЭГ в реальном времени. Акустические стимулы были ранжированы по частоте форманты при постоянной частоте основного тона (400 Гц). Частота форманты устанавливалась в соответствие  длительностью текущего колебания ЭЭГ. В группах «Fp1» (47 человек), «Fp2» (48 человек), «O1» (50 человек) и «O2» (48 человек) прослушивали акустические стимулы согласованные с ЭЭГ соответствующих отведений. В группе «контроль» (34 человека), прослушивали акустические стимулы согласованные с воспроизводимой записью чужой ЭЭГ. Звуки предъявляли бинаурально. Длительность процедуры – 20 минут, глаза закрыты.
Все испытуемые проходили тестирование рабочей памяти до и после процедуры. В вербальном тесте на мониторе в течение 40 секунд экспонировалось 20 пар слово-число. В  образном – картинка-число. Далее числа исчезали, местоположение слов (картинок) менялось. От испытуемого требовалось поставить число соответствующее ранее предъявляемой паре. Оценивалась доля правильно воспроизведенных пар.
В группе «Fp1» в вербальном тесте доля правильных ответов не изменилась, в образном наблюдалось увеличение объема памяти на 3,8% (р=0,012). В группе «Fp2» наблюдалось увеличение объема рабочей памяти на картинки на 5,4% (p<0,01) и на слова на 4,0% (p=0,028). В группах «O1», «O2» и «контроль» изменений рабочей памяти не наблюдалось.
Увеличение объема запоминаемой информации после «прослушивания» лобных отведений, соответствует принятой точкой зрения о ведущей роли ассоциативных областей мозга в механизмах рабочей памяти. Однако обращает внимание несоответствие увеличение памяти на образные и семантические стимулы в группах «прослушивающих» правосторонние и левосторонние лобные отведения. Возможно, этот эффект обусловлен особенностями применяемых акустических стимулов.
A study of verbal and imaginative working memory was performed in conditions of separate presentation of acoustic stimuli correlated with the current EEG of the right and the left frontal and occipital leads.
227 volunteers in average age within 34.3 ± 12.5 years old were examined. There were 107 right-handed men and 120 right-handed women. Their task was to listen to acoustic stimuli agreed with their own EEG in real time. Acoustic stimuli were ranked according to the formant frequency at a constant pitch frequency (400 Hz). The formant frequency was set in accordance with the duration of the current EEG oscillation. «Fp1» (47 people), «Fp2» (48 people), «O1» (50 people) and «O2» (48 people) groups were listened to the acoustic stimuli agreed with the corresponding leads EEG. In the «control group» (34 people) the acoustic stimuli were coordinated with the reproduced record of another’s EEG. Sounds were presented binaural. The procedure lasted 20 minutes with eyes closed.
All the volunteers made working memory tests before and after the procedure. In the verbal test 20 pairs of word-numbers were displayed on the monitor for 40 seconds. In the imaginative picture-numbers were represented. When the numbers disappeared, the locations of the words (pictures) were changed. It was required to put a number corresponding to the previously presented pair. In the tests the proportion of correctly reproduced pairs was estimated.
In the «Fp1» group the proportion of the correct answers in verbal test wasn’t changed, but in the imaginative one it was observed an increase in the memory capacity by 3.8% (p = 0.012). In the «Fp2» group there was an increase in the amount of working memory for pictures by 5.4% (p <0.01) and words by 4.0% (p = 0.028). In the «O1», «O2» groups and «control group» there were no changes in working memory.
The increase in the amount of memorized information after «listening» to the frontal leads corresponds to the accepted point of view about the leading role of the associative regions of the brain in the working memory mechanisms. However, attention is drawn to the discrepancy between the increases in memory for imaginative stimuli in the group of those volunteers, who’ve listened to the left-side frontal lead: the right-handed volunteers were expected to increase their verbal memory index. Perhaps, this effect is due to the peculiarities of the applied acoustic stimuli.