Влияние биоакустической коррекции в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями

Авторы:
Д.Б. Мирошников*, А.Н. Соколов**, В.М. Шайтор****, Е.А. Пономарева***, К.В. Константинов*
*ГУ НИИ экспериментальной медицины РАМН
**РГПУ им. А.И. Герцена
*** ГУЗ ГП №38
**** МАПО
2010 г.
Теоретические и прикладные исследования в области детской неврологии, специальной психологии и
логопедии не снизили актуальности разработки новых подходов и методов лечения детей с задержкой
психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза.
В работах К.С. Лебединской, 1982; В.В. Лебединского, 1985; И.И. Мамайчук, 2003; В.И. Лубовского, 2003 и
др. отмечается ряд специфических особенностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-
волевой сферы, приспособительного поведения и личности в целом у детей с задержкой психического
развития церебрально-органического генеза.
В настоящее время особую актуальность приобретает использование метода биоакустической коррекции
(БАК) в коррекционно-реабилитационной работе с детьми с ЗПР. Биоакустическая коррекция является
эффективным немедикоментозным методом лечения, позволяющим (практически при отсутствии
побочных эффектов) восстанавливать психоэмоциональное состояние за счет непроизвольной
саморегуляции функционального состояния центральной нервной системы. В методе БАК реализован
способ акустической ЭЭГ-зависимой биологической обратной связи, которая достигается использованием
оригинального преобразования текущей биоэлектрической активности головного мозга в звук
музыкального диапазона и предъявления этого звука пациенту в реальном времени. Использование
принципа непроизвольной саморегуляции делает возможным его применение без возрастных
ограничений, а также при нарушениях эмоционально-волевой и когнитивной сферы психической
деятельности.
В настоящем исследовании представлены результаты психолого-педагогической оценки эффектов
использования сеансов БАК на фоне коррекционно-развивающих занятий и медикаментозного лечения у
детей дошкольного возраста с ЗПР.
Под наблюдением находились 12 детей в возрасте от 4 до 7 лет и 20 детей от 4 до 7 лет — контрольная
группа, в которой сеансы БАК не проводились. Диагноз — задержка психического и речевого развития на
резидуально-органическом фоне, устанавливался на основании критериев МКБ-10. Оценку нарушений
эмоционально-волевой сферы производили по методике А.Н. Соколова (максимальные нарушения – 5
баллов) Все дети (включая контрольную группу) до прохождения сеансов БАК и комплексного лечебно-
педагогического курса в течение года лечились и обучались с использованием традиционных лечебных и
коррекционных развивающих технологий, при незначительной динамике в развитии психической, речевой
и эмоционально-волевой сферах.
Сущность предлагаемого способа лечения детей с ЗПР состоит в оптимизации комплексной
восстановительной терапии за счет включения в схему сеансов БАК. Продолжительность процедуры 15-20
минут. Сеансы проводились 2-3 раза в неделю, среднее количество 10-15 сеансов за курс. Все дети с ЗПР
проходили предварительное неврологическое, психофизиологическое, психологическое и логопедическое
обследование.
По результатам неврологического и психолого-педагогического обследования было выделено 2 группы
детей.
К 1-ой группе были отнесены дети с выраженным недоразвитием познавательной деятельности и
эмоционально-волевой незрелостью. У данной группы детей отмечались при сохранной сенсорной сфере
недоразвитие вербальной памяти, наглядно-образного и абстрактного мышления и речи. По данным
обследования у 2-х детей состояние речи соответствует 1 уровню речевого развития (речь не выступала
как средство общения; неразборчивая, малопонятная. Словарь — скудный, ограничен звуковыми
комплексами и лепетными словами). У 4-х детей наблюдались элементы общеупотребительной речи (2
уровень речевого развития), простые предложения с искажением грамматических конструкций. Свободное
высказывание из-за большого количества нарушенных звуков и аграмматизмов чаще непонятно для
окружающих. У всех детей наблюдалась незрелость эмоционально-волевой сферы, характеризующаяся
заметной примитивностью эмоций, психоэмоциональной лабильностью, тревожностью, склонностью к
аффекту и агрессиям.
Во 2 группу вошли дети, у которых незрелость познавательной и эмоционально-волевой сфер
сочеталась с коммуникативными и социально-поведенческими расстройствами. Речевое развитие у 2-х
детей — 1 уровень речевого развития, у 4-х детей – 2 уровень речевого развития. У детей отмечалась,

кроме выраженного недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой незрелости:
социальная неприспособленность, изоляция от сверстников, тревога, настороженность при контактах,
ограничения в общении, стереотипии в поведении, аффективные реакции, склонность к агрессии и
аутоагрессии.
Как показали результаты лечебно-педагогической реабилитации, максимально выражен-ный эффект от
сеансов БАК и коррекционно-развивающих занятий у всех детей в первую очередь коснулся
эмоциональной сферы.
Исследование показало, что у детей 1 группы коррекционно-развивающие занятия на фоне БАК дали
выраженный парциальный положительный эффект в отношении эмоциональных проявлений, который
постепенно нарастал к концу курсового лечения. Прежде всего улучшился фон настроения.
Положительная окраска фона настроения стала более выраженной и стабильной, эмоциональные
проявления — более адекватными, уменьшились аффективные реакции, но умеренная
психоэмоциональная лабильность сохранилась.
Более выраженный эффект сочетанного использования коррекционно-развивающих занятий на фоне
сеансов БАК наблюдался у детей 2 группы. Позитивные изменения коснулись фона настроения
(индифферентный изменился на стабильно положительный). Дети чаще стали смеяться, радоваться.
Эмоциональные реакции стали более адекватные, яркие, живые, уменьшились тревожность и напряжение
на фоне дискомфорта и эмоциональных нагрузок.
Исчезли импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей, близких, но на фоне
утомления и чрезмерного эмоционального дискомфорта в ряде случаев продолжала наблюдаться
аутоагрессия. После повторного курса аутоагрессия не наблюдалась.
Во взаимоотношении с окружающими у всех детей 2 группы после курса реабилитации отмечалась
доброжелательность, покладистость, уменьшение стереотипий, как в эмоциональных проявлениях, так и в
поведении в целом. Появился интерес к деятельности окружающих.
Речевое развитие у детей с 1-м уровнем речевого развития перешло на более высокий уровень.
Появились элементы общеупотребительной речи. Словарь увеличился, хотя и остался ограничен
лепетными и искаженными словами. В речи появились общеупотребительные слова, обозначающие
бытовые предметы, названия действий и признаков. Наблюдалось стремление к употреблению простых
грамматических форм, существительных и глаголов. У детей со 2 уровнем речевого развития увеличился
словарный запас, появилось больше слов для общения.
Позитивные изменения, касающиеся эмоциональной сферы у детей 1 и 2 группы были достаточно
стойкими. В целом, по методике А.Н. Соколова в ходе процедур БАК наблюдалось достоверное снижение
оценки нарушений эмоционально-волевой сферы с 5 до 4 баллов.
В контрольной группе из 20 детей подобных достоверных изменений за соответствующий промежуток
времени (45 дней) не наблюдалось. По методике А.Н. Соколова оценка нарушений эмоционально-волевой
сферы сохранялась на уровне 5 баллов. Достоверных изменений в речевой сфере также не наблюдалось.
Многолетняя практика лечения детей с диагнозом ЗПР показывает, что достоверные положительные
сдвиги психического развития могут наблюдаться только после 4-6-ти месячного курса лечебных
мероприятий, включающих медикаментозное лечение с логопедией.
Таким образом, БАК совместно с психо-коррекционными мероприятиями становится эффективным
средством в системе комплексной реабилитации детей с ЗПР церебрально-органического генеза.
Исследование показало, что применение БАК в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями
оказывает стойкий и положительный эффект в эмоциональной сфере, который способствует дальнейшему
развитию таких детей.